Перспективы интеграции социальных и клинико-психологических предметностей в контексте разработки системного культурно-исторического исследования

Авторы

  • Наталья Бурлакова
  • Валерий Олешкевич

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.245

Ключевые слова:

культурно-историческая психология, культурно-исторические исследования, социальная психология, психология развития, клиническая психология, психотерапия, теории личности

Аннотация

Системные культурно-исторические исследования социальных явлений, изучение социальных импликаций в клинико-психологических концепциях личности, равно как и базовых структур социальности, до сих пор недостаточно представлены в современной психологии. Фундаментальные заделы отечественной культурно-исторической психологии не получили активного развития, в том числе и в силу трудностей разработки соответствующих методологий исследования. В статье обсуждаются интегративные предметности социальной психологии, психологии развития и клинической психологии, а также соответствующая методология, значимые для новых исследований в области изучения общения, идентичности, развития самосознания в норме и патологии и др. Обращение к итогам анализа различных форм клинико-психологического знания о личности в контексте изучения конкретно-исторических условий его возможности выявляет сложную психосоциокультурную динамику формирования данного знания. В этой связи изучается роль болезненного опыта и его осознания для развития новых форм психологического познания и открытия новых форм социальности, в том числе и социальности внутреннего мира, мира самосознания. На основе анализа развития клинико-психологического знания обсуждаются перспективы построения культурно-исторического исследования на стыке социальной, возрастной и клинической психологии, что в значительной мере повышает уровень и качество психологического исследования. Этому способствует: а) выделение и анализ новых форм социальности как в теоретических концепциях, так и в практике организации психологического исследования; б) объединение широкого многообразия объективных и феноменологических, диалогически-герменевтических методов и способов работы для понимания и изучения культурно-исторического объекта, психологической теории, личности, особенностей формирования психического расстройства и внутреннего мира пациента. В завершение статьи очерчиваются перспективы дальнейших разработок системного культурно-исторического исследования с опорой на имеющийся у авторов опыт его конкретной реализации, что в конечном итоге может привести хотя и к сложной, многошаговой, но методологически прозрачной технологии, необходимой для его осуществления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Наталья Бурлакова

Бурлакова Наталья Семеновна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: naburlakova@yandex.ru

Валерий Олешкевич

Олешкевич Валерий Иванович. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой, 5-й Донской проезд, д. 21А, 119334 Москва, Россия. E-mail: ov-6161@mail.ru

Литература

Andreeva G.M. In G.M.Andreeva, A.I.Dontsov. (Eds.). Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world]. Moscow: Aspekt Press. 2002, pp. 9–26. (in Russian)

Andreeva G.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Burlakova N.S. PhD dissertation (Psychology). Lomonosov Moscow State University, Moscow, 1996. (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Proektivnye metody: teoriya, praktika primeneniya k issledovaniyu lichnosti rebenka [Projective techniques: theory, practical application to the investigation of the child's personality]. Moscow: IOGI, 2001. (in Russian)

Burlakova N. S., Oleshkevich V. I. Psikhologicheskaya kontseptsiya identichnosti E.Eriksona v zerkale lichnoi istorii avtora (opyt issledovaniya prirody kliniko-psikhologicheskogo znaniya) [Psychological conception of identity developed by E.Erikson from the perspective of E.Erikson’s personal history]. Moscow: Maska, 2011. (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.P. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2010, Vol. 2, 88–97. (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Voprosy psikhologii, 2012, Vol. 6, 35–44. (in Russian)

Elkonin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)

Foucault M. History of Madness in the Classical Age. St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1997. (in Russian)

Guseltseva M.S. Voprosy psikhologii, 2002, Vol. 3, 119–131. (in Russian)

Khoroshilov D.A. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2016, Vol. 3, 75–84. (in Russian)

Koltsova V.A. Istoriya psikhologii: problemy metodologii [History of psychology: problems of methodology]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2008. (in Russian)

Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of psychological hronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)

Oleshkevich V. I. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2007, 2(1), 20–36. (in Russian)

Oleshkevich V.I. Kul'turno-istoricheskaya psikhologya, 2011, Vol. 1, 99–107. (in Russian)

Oleshkevich V.I. Psikhologiya, psikhoterapiya i sotsial'naya pedagogika A.Adlera [A.Adler's psychology, psychotherapy and social pedagogy]. Moscow: Yurait. 2017. (in Russian) | Puzyrei A.A. Psikhologiya. Psikhotekhnika. Psikhagogika [Psychology. Psychotechnique. Psychogogika]. Moscow: Smysl, 2005. (in Russian) | Sokolova E.T. Klinicheskaya psikhologiya utraty Ya [Clinical psychology of loss Ego]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Stefanenko T.G. In: G.M. Andreeva, A.I. Dontsov. (Eds.), Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world]. Moscow: Aspekt Press, 2002. pp. 27–41. (in Russian)

Shchedrina T.G. (Ed.). Stil' myshleniya: problema istoricheskogo edinstva nauchnogo znaniya [Style of thinking: the problem of historical unity of scientific knowledge]. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2011. (in Russian)

Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Istoki kul'turno-istoricheskoi psikhologii: filosofsko-gumanitarnyi kontekst [Sources of cultural and historical psychology: philosophical and humanitarian context]. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2010. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 205

Опубликован

11.12.2018

Как цитировать

Бурлакова, Н., & Олешкевич, В. (2018). Перспективы интеграции социальных и клинико-психологических предметностей в контексте разработки системного культурно-исторического исследования. Психологические исследования, 11(62). https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.245

Выпуск

Раздел

Статьи