Искусство и социальная психология: от экспериментальной эстетики к эстетической парадигме

Авторы

  • Дмитрий Хорошилов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.283

Ключевые слова:

искусство, языки искусства, социальное познание, полипарадигмальность, эстетическая парадигма

Аннотация

Раскрывается значение искусства и эстетики в истории социальной психологии. Проблематика художественного восприятия интересовала уже Г.Т.Фехнера, В.Вундта, Т.Липпса, которые заложили основы психологической эстетики. Из бесконечности интерпретаций искусства, сформулированных в современной эстетике, нами выбирается за основу антропологическое определение К.Гирца, согласно которому искусство – это символическое выражение культурного опыта, чье значение подлежит «расшифровке» в контексте повседневной жизни и социального воображения. Такое определение позволяет рассмотреть искусство в оптиках психологии социального познания и психологии повседневности. Показывается, что все известные парадигмы и теории социального познания ХХ столетия (психоаналитическая, необихевиористская, нейрокогнитивная, интеракционистская и конструкционистская) так или иначе аппелировали к эстетике. В современной эпистемологической ситуации плюрализма и полипарадигмальности становится возможным говорить о сближении научного и художественного познания, что предсказывалось ранее в эстетических и психологических концепциях Л.С.Выготского и Г.Г.Шпета, а также в работах ГАХН 1920-х гг., задолго до эпохи постмодернизма. Формула Г.Шпета, согласно которой искусство – «не только коррелят и добавление к объективному знанию, служащее расширению нашего культурного кругозора», но еще и средство восстановления единства культурного бытия [Шпет, 2006, с. 34], становится центральной для эстетической парадигмы, чьи сторонники обращаются к языкам искусства как способам репрезентации трансформаций социального познания в транзитивном обществе. Эстетическая парадигма – запоздалый ответ на давнее предложение А.Варбурга создать историю психологии человеческого выражения, которая объединит усилия различных наук и искусства на пути к целостному пониманию человека. Именно открытость художественного произведения (как, впрочем, и любой научной концепции) для интерпретаций, провозглашаемая эстетической парадигмой вслед за У.Эко, оказывается созвучной неопределенности актуального исторического момента.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Дмитрий Хорошилов

Хорошилов Дмитрий Александрович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: kcp@psy.msu.ru

Литература

Adorno T. Sotsiologiya muzyki [Sociology of music]. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1999. (in Russian)

Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya [Foreign social psychology in ХХ century]. Moscow: Aspekt Press, 2001. (in Russian)

Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya segodnya: poiski i razmyshleniya [Social psychology today]. Moscow: NOU VPO MPSI, 2009. (in Russian)

Andreeva G.M. Psikhologicheskie issledovaniya, 2013, 6(30), 1. http://psystudy.ru(in Russian)

Arnheim R. Novye ocherki po psikhologii iskusstva [New essays on the psychology of art]. Moscow: Prometei, 1994. (in Russian)

Badiou A. Maloe rukovodstvo po inehstetike [Handbook of inaesthetics]. St. Petersburg: Evropeiskii universitet, 2014. (in Russian)

Bahtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva []. Moscow: Iskusstvo, 1979. (in Russian)

Beck U., Ziegler U.E., Rautert T. Eigenes Leben: Ausflüge in die unbekannte Gesellschaft, in der wir leben. München: Bayerische Rückversicherung Aktiengesellschaft, 1997.

Becker H.S. Artworlds. Berkeley: University of California, 1982.

Benjamin W. Uchenie o podobii: mediaehsteticheskie proizvedeniya [Doctrine of the similar: mediaesthetic works]. Moscow: RGGU, 2012. (in Russian)

Berger J. Iskusstvo videt' [The art of looking]. St. Petersburg: Klaudberri, 2012. (in Russian)

Bourriaud N. Relyacionnaya estetika: postproduktsiya [Esthetique relationnelle: postproduction]. Moscow: Ad Marginem, 2016. (in Russian)

Chto takoe iskusstvo [What is art?]. Filosofskiy zhurnal, 2016, 9(4), 18–47. (in Russian)

Chuhrukidze K. In: Opyt i chuvstvennoe v kul'ture sovremennosti. Filosofsko-antropologicheskie aspekty [Experience and sensibility in contemporary culture: philosophical and anthropological aspects]. Moscow: IF RAN, 2004. pp. 222–246. (in Russian)

Corsini R., Auerbach A. (Eds.). Encyclopedia оf psychology. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Crane D. In: Moda i iskusstvo [Fashion and art]. Moscow: NLO, 2015. pp. 136-148. (in Russian)

Eco U. Otkrytoe proizvedenie: forma i neopredelennost' v sovremennoi estetike [Open work]. St. Petersburg: Fkademicheskii proekt, 2004. (in Russian)

Falikman M.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2017, 10(54). http://psystudy.ru (in Russian)

Farhatdinov N. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2008, 7(3), 55–69. (in Russian)

Fiske S.T. «One word: plasticity» − social cognition’s futures. In: The Sage Handbook of social cognition. London: Sage, 2012. pp. 535–541.

Fromm E. Missiya Zigmunda Freida [Sigmund Freud's mission]. Moscow: AST, 2011. (in Russian)

Gabrichevskii A.G. Morfologiya iskusstva [Morphology of art]. Moscow: Agraf, 2002. (in Russian)

Geertz С. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2010, 9(2), 31–54. (in Russian)

Gehlen A. Thesis, 1993, Vol. 3, 155–166. (in Russian)

Holmogorova A.B. (Ed.). Sotsial'noe poznanie kak vysshaya psikhicheskaya funkciya i ego razvitie v ontogeneze [Social cognition as the higher psychological function and its ontogenesis development]. Moscow: NEOLIT, 2016. (in Russian)

Kandel E. Vek samopoznaniya: Poiski bessoznatel'nogo v iskusstve i nauke s nachala XX veka do nashikh dnei [The age of insight: The quest to understand the unconscious in art, mind and brain from Vienna 1900 to the present]. Moscow: AST, 2016. (in Russian)

Khoroshilov D.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(48). http://psystudy.ru (in Russian)

Khoroshilov D.A., Mashkov D.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2017, 10(56). http://psystudy.ru (in Russian)

Krauss R. In: Iskusstvo s 1900 goda: modernizm, antimodernizm, postmodernism [Art since 1900: modernism, antimodernism, postmodernism]. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. pp. 40–48. (in Russian)

Krichevets A.N. Voprosy filosofii, 2018, Vol. 2. http://www.vphil.ru/ (in Russian)

Laсan J. Seminary. Kniga 11. Chetyre osnovnye ponyatiya psikhoanaliza [The four fundamental concepts of psychoanalysis]. Moscow: Gnozis, Logos, 2004. (in Russian)

Lebina N. Sovetskaya povsednevnost': Normy i anomalii. Ot voennogo kommunizma k bol'shomu stilyu [Everyday life in the Soviet Union]. Moscow: NLO, 2015. (in Russian)

Man'kovskaya N.B. Fenomen postmodernizma: khudozhestvenno-esteticheskii rakurs [The phenomenon of postmodernism]. St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 2009. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of psychological hronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)

Mead G. Filosofiya nastoyashchego [The philosophy of the present]. Moscow: VSHEH, 2014. (in Russian)

Panofsky E. Etyudy po ikonologii. Gumanisticheskie temy v iskusstve Vozrozhdeniya [Studies in iconology: humanistic themes in the art of the Renaissance]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2009. (in Russian)

Papernyi V. Kul'tura dva [Culture two]. Moscow: NLO, 2000. (in Russian)

Ramachandran V. Mozg rasskazyvaet: chto delaet nas lyud'mi [The tell-tale brain: a neuroscientist's quest for what makes us human]. Moscow: Kar'era Press, 2016. (in Russian)

Schütz A. Izbrannoe [Collected Works]. Moscow: ROSSPEN, 2004. (in Russian)

Shestakov V.P. Tragediya izgnaniya: sud'ba Venskoi shkoly istorii iskusstva [Tragedy of exile: the fate of Vienna School of art history]. Moscow: Galart, 2005. (in Russian)

Shpet G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2006, Vol. 4, 25–35. (in Russian)

Sokolova E.T. Voprosy psikhologii, 2009, Vol. 1, 67–80. (in Russian)

Warburg A. Velikoe pereselenie obrazov: issledovanie po istorii i psikhologii vozrozhdeniya antichnosti [Great migration of images: the study of history and psychology of the antiquity revival]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2008. (in Russian)

Wundt W. Fantaziya kak osnova iskusstva [Fantasy as the ground of art]. Moscow: Librokom, 2010. (in Russian)

Yaroshevskii M.G. Istoriya psikhologii: ot antichnosti do serediny ХХveka [History of psychology]. Moscow: Akademiya, 1997. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 339

Опубликован

28.06.2018

Как цитировать

Хорошилов, Д. (2018). Искусство и социальная психология: от экспериментальной эстетики к эстетической парадигме . Психологические исследования, 11(59). https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.283

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)