Проблема субъектности в логике культурно-исторического подхода
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.329Ключевые слова:
субъект, феномен субъектности, логика мышления, действия, социальная деятельностьАннотация
Анализируются представления о субъекте и феномене субъектности, распространенные в психологии, философии и лингвистике. Изначально термин «субъект» несет в себе различные смыслы. Если в лингвистике этим термином обозначается лишь объект речевой конструкции, то в психологии субъект понимается как существо, наделенное сознанием, способное действовать логично. Основы этих субъектных способностей наименее объясняемы в логике научных исследований, поскольку принадлежат не к наблюдаемым предметным формам, а к характеристикам процессов, лишенных облика предметов. В статье рассматриваются концепции Гегеля, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина и А.Н.Леонтьева, сопоставляются представления об основах субъектности, об истоках логичности мышления. Поскольку стремление понять основы субъектности направляет психологию на анализ того, что не представляется в видимых формах, теоретические концепции субъектности сложно согласуются с научными требованиями доказательности. Ж.Пиаже стремился научно объяснить логику мышления человека последовательностью организации действий ребенка. В качестве основы становления логики мышления он ввел представление о «координации» действий, однако само это представление, ключевое для понимания логичности мышления, оставил без теоретического объяснения. Поэтому в картине научного толкования истоков субъектности главную роль стал играть необъяснимый процесс, организующий логические схемы интеллекта. Гегель заложил предпосылки культурно-исторического подхода к анализу субъектности, но увел истоки субъектности за границы материального мира. Основанием субъектности выступил у Гегеля мировой дух, который воплощается и в истории человечества, и в субъектности людей. Такое представление о субъектности не согласовывалось с амбициями личностной активности, охватившей Россию в XX веке. Субъектом истории люди хотели видеть самих себя. Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев приняли идею социальной детерминации субъектности личности, но не затрагивали вопрос об исходных основах логики, определяющих организацию социальной деятельности.
Скачивания
Литература
Galperin P.Ya. In: Psikhologicheskaya nauka v SSSR [Psychological science in USSR]. Moscow: Akademia nauk SSSR, 1959. (in Russian)
Galperin P.Ya. Lektsii po psikhologii: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Lectures on Psychology: A Textbook for University Students]. Moscow: KDU, 2002. (in Russian)
Hegel G.V.F. Sochineniya [Collected works]. Moscow: Akademia nauk SSSR, 1958. (in Russian)
Lenin V.I. Filosofskie tetrad [Philosophical notebooks]. Moscow: Politicheskaya literatura, 1969. (in Russian)
Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personslity]. Moscow: Smysl, 2004. (in Russian)
Marks K. In: K. Marx, F. Engels (Eds.), Sochineniya [Collected works]. Moscow: Politicheskaya literatura,1959. (in Russian)
Piaget J. Voprosy Psikhologii, 1965, Vol. 6, 33–51. (in Russian)
Piaget J. In: Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Collected works]. Moscow: Prosveshchenie, 1969. pp. 55–232.(in Russian)
Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)