Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования

Авторы

  • Анна Усенко
  • Кира Кузьмина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.767

Ключевые слова:

ваготония, вегетативное реагирование, вегетативный баланс, осознанная саморегуляция, психическая саморегуляция, симпатотония, темперамент

Аннотация

Исследуются особенности межуровневых взаимосвязей в системе психической саморегуляции у подростков 11–14 лет (170 испытуемых) с разными типами вегетативного реагирования. Для подростков-ваготоников характерен относительно низкий уровень сформированности процессов произвольной саморегуляции. Оптимальное состояние регуляторных систем с минимальными затратами функциональных резервов, открытость и готовность к социальным контактам создают условия для развития гармоничной системы произвольной саморегуляции. У подростков-симпатотоников процессы произвольной саморегуляции реализуются на фоне психического и эмоционального перенапряжения. Потребность в новых впечатлениях и стремление к разнообразию видов деятельности создают условия для формирования стратегий произвольной саморегуляции, способных предотвращать развитие психоэмоционального стресса. У подростков-эйтоников пластичность регуляторных процессов нейрои психофизиологического уровней создает предпосылки формирования гармоничной системы произвольной саморегуляции. У подростков-дистоников быстрый доступ к функциональным резервам создает благоприятные условия для успешного освоения предметного мира, расширения социальных контактов и формирования наиболее эффективной системы произвольной саморегуляции. Однако высокий уровень напряжения нейрорегуляторных механизмов может привести к срыву адаптационных процессов, что можно предотвратить, опираясь на стратегию экономии ресурсов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Анна Усенко

Усенко Анна Борисовна. Кандидат биологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: anna_usenko@mail.ru

Кира Кузьмина

Кузьмина Кира Андреевна. Аспирант, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: kiraak@mail.ru

Литература

Baevskii P.M., Ivanov G.G. Ul'trazvukovaya i funktsional'naya diagnostika, 2001, No. 3, 108–127. (in Russian)

Baevskii R.M. Klinicheskaya informatika i telemeditsina, 2004, No. 1, 54–64. (in Russian)

Baevskii R.M., Syrkin A.L., Ibatov A.D., Sobolev A.V., Chernikova A.G. Vestnik vosstanovitel'noi meditsiny, 2004, No. 2, 18–22. (in Russian)Bazhenova O.V. Vagal tone reactivity: A psychophysiological parallel of the dynamics of affect. Paper presented at the Biennial meeting of the Society for Research in Child Development. Indianapolis, IN, March 30, 1995.

Beauchaine Th.P., Gatzke-Kopp L., Mead H.K. Polyvagal theory and developmental psychopatology: Emotion dysregulation and conduct problems from preschool to adolescence. Biological psychology, 2007, 74(2), 174–184.

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moscow: Inst. prakt. psikhologii, 1995. (in Russian)

Fel'dshtein D.I. Sotsial'noe razvitie v prostranstve-vremeni detstva. Moscow: Flinta, 1997. (in Russian)

Fiziologiya razvitiya rebenka. Voronezh: MODEK, 2010. (in Russian)

Friedman B.H. An autonomic flexibility-neurovisceral integration model of anxiety and cardiac vagal tone. Biological psychology. 2007, 74(2), 185–199.

Heart rate variability. Standatds of measurement, physiological interpretation and clinical use. Circulation, 1996, 93(5), 1043–1065. doi:10.1161/​01.CIR.93.5.1043

Konopkin O.A. Voprosy psikhologii, 1995, No. 1, 5–12. (in Russian)

Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Pavlovich K.E. Podrostok. Fiziologo-gigienicheskie i psikhosotsial'nye osnovy obucheniya i vospitaniya. Moscow: MIOO, 2004. (in Russian)

Medvedev V.I. Adaptatsiya cheloveka. St. Petersburg: Inst. mozga cheloveka, 2003. (in Russian)

Morosanova V.I. Individual'nyi stil' samoregulyatsii. Moscow: Nauka, 1998. (in Russian)

Morosanova V.I., Smirnova T.Yu. Zhurnal prikladnoi psikhologii, 2003, No. 3, 58–63. (in Russian)

Morosanova V.I. Oprosnik “Stil' samoregulyatsii povedeniya” (SSPM): Rukovodstvo. Moscow: Kogito-Tsentr, 2004. (in Russian)

Movius H.L., Allen J.J. Cardiac vagal tone, defensiveness, and motivational style. Biological psychology, 2005, 68(2), 147–162.

Porges S.W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior. Physiology and Behavior, 2003, 79(3), 503–513.

Portales A.L., Doussard-Roosevelt J.A., Lee H.B., Porges S.W. Infant vagal tone predicts 3-year child behavior problems. Paper presented at the International Conference for Infant Studies, Miami Beach, FL, 1992, May.

Rusalov V.M. Voprosy psikhologii, 1985, No. 1, 19–32. (in Russian)

Rusalov V.M. Oprosnik struktury temperamenta. Moscow: Nauka, 1990. (in Russian)

Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development. Annual Review of Psychology, 2001, 52(Feb), 83–110. doi:10.1146/annurev.psych.52.1.83

Usenko A.B., Kuzmina K.A. Autonomic nervous system (autonomic) balance as a natural premise of mental self-regulation. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, No. 3(17). http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. in English)

Vangrevich O.A., Donskaya O.G., Zubkov A.A., Shtark M.B. Byulleten' SO RAMN, 2004, 113(3), 53–60. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 296

Опубликован

19.08.2012

Как цитировать

Усенко, А., & Кузьмина, К. (2012). Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования. Психологические исследования, 5(24). https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.767

Выпуск

Раздел

Статьи