Изучение художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (по материалам протоколов заседаний 1925–1929 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.832Ключевые слова:
Государственная академия художественных наук, ГАХН, художественное воспитание, синтез искусств, междисциплинарный дискурс, культурно-историческая эпистемология, И.П.Четвериков, М.М.РубинштейнАннотация
Реконструируется изучение проблемы художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (ГАХН) на основе анализа протоколов заседаний соответствующей комиссии, утверждается, что ученые ГАХН разрабатывали идеи культурно-исторической эпистемологии и поставили ряд важных методологических проблем ХХ века. Исследовательская программа ГАХН проистекала из задачи синтеза искусств и интеграции соответствующих исследований. Примером проблемно-ориентированной коммуникации профессионалов и разработки методологии междисциплинарного исследования явилось изучение художественного воспитания в ГАХН. В рамках обозначенной проблемы складывалась особая исследовательская парадигма – культурно-историческая эпистемология. Работа Комиссии по художественному воспитанию велась одновременно по двум направлениям – историческая реконструкция и современные экспериментальные исследования. В связи с этим художественное воспитание рассматривалось в двух измерениях – в качестве психотехнического и культурно-исторического феномена, что придавало проблеме многомерность и когнитивную сложность, свойственную постнеклассическому типу рациональности. Разработки ГАХН обнаруживают идеи методологического синтеза, сходные с поисками, ведущимися в контексте исторической антропологии и истории повседневности во второй половине ХХ века, а отечественная культурно-историческая психология благодаря архивным изысканиям предстает ассоциированной не только с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского, но с культурно-психологическими исследованиями в ГАХН (в том числе И.П.Четверикова), культурно-деятельностным подходом М.М.Рубинштейна, историко-антропологическими исследованиями школы И.М.Гревса.
Скачивания
Литература
Byulleteni GAKhN / pod red. prof. A.A.Sidorova. M.: GAKhN, 1926. N 4–5; 1927–1928. N 8–10. [in Russian]Guseltseva M.S. Kul'turno-analiticheskii podkhod v psikhologii i metodologii gumanitarnykh issledovanii [Cultural-analytical approach in psychology and in the methodology of Humanities Research] // Voprosy psikhologii. 2009. N 5. S. 16–26. [in Russian]
Guseltseva M.S. Cultural psychology: methodology, history, prospects. М.: Prometei, 2007. [in Russian]Kondrat'ev A.I. Rossiiskaya akademiya khudozhestvennykh nauk // Iskusstvo. 1923. N 1. S. 407–449. [in Russian]
Protokoly 1–13 zasedanii komissii po izucheniyu khudozhestvennogo vospitaniya za 1925–1926 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 23. 42 l. [in Russian]
Protokoly 1–23 zasedanii komissii po izucheniyu voprosov khudozhestvennogo vospitaniya za 1926–1927 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 35. 68 l. [in Russian]
Protokoly 1–14 zasedanii komissii po izucheniyu voprosov khudozhestvennogo vospitaniya za 1927–1928 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 50. 56 l. [in Russian]
Protokoly 1–15 zasedanii komissii po izucheniyu voprosov khudozhestvennogo vospitaniya za 1928–1929 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 61. 42 l. [in Russian]
Rubinshtein M.M. O smysle zhizni. Trudy po filosofii tsennosti, teorii obrazovaniya i universitetskomu voprosu. T. ΙΙ / pod red. N.S.Plotnikova i K.V.Faradzheva. M.: Territoriya budushchego, 2008. [in Russian]
Zelinskii F.F. Iz zhizni idei: v 2 t. Repr. izd. 1911, 1916 gg. M.: Ladomir, 1995. [in Russian]
Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Istoki kul'turno-istoricheskoi psikhologii: filosofsko-gumanitarnyi kontekst. M.: ROSSPEN, 2010. [in Russian]Yurevich A.V. Psychology and methodology. М.: IP RAN, 2005. [in Russian]