Изменения эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в стабильные и кризисные периоды развития общества
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.266Ключевые слова:
социализация подростков, транзитивное общество, субъектность, регулятивный компонент, эмоциональный интеллект, кризисная когортаАннотация
Рассматривается социализация подростков в период транзитивности общества. Анализируются противоречия, возникающие в ходе социализации на разных уровнях социальной системы и в разнообразии ценностных ориентиров. Предлагается изучение процесса социализации современных подростков с точки зрения принципа субъектности и представлений об основных характеристиках субъекта в современной психологии. Рассматривается значение и характер активности субъекта в процессе интеграции разных систем. Поднимается вопрос о регуляции поведения как значимом аспекте поддержания и развития субъектности. Затрагивается проблема рассмотрения эмоционального интеллекта как значимого фактора в процессе социализации и становления субъектности в подростковом возрасте. Выдвигается предположение об изменении характера эмоционального интеллекта в контексте социализации подростков в кризисном обществе. Предлагаются варианты возможных проявлений эмоционального интеллекта как компонента регуляции в ситуации социализации в разные периоды – стабильности, жесткой и текучей социальной транзитивности. Приводятся данные исследования эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с другими факторами, влияющими на процесс социализации кризисной и стабильной когорт подростков. Анализируется взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта с особенностями социальной адаптации у этих двух групп подростков. Делаются выводы относительно значимости отдельных компонентов эмоционального интеллекта в процессе социализации, исходя из степени социализированности и успешности социальной адаптации. Проводится сравнительный анализ содержания разных аспектов эмоционального интеллекта у подростков стабильной и кризисной когорт. На основании сравнения результатов, полученных в двух когортах, делается заключение о характере изменений эмоционального интеллекта, а также о его значении для процесса социализации подростков в современном транзитивном обществе.
Скачивания
Литература
Abulkhanova K.A. In: Ideal'nost' ili real'nost' sub"ekta . Sbornik nauchnykh trudov. [The ideality or reality of the subject]. Stavropol: Sev.-Kavkazskii GTU, 2007. pp. 2–21. (in Russian)
Dubovskaya E.M. Tranzitivnost' obshchestva kak faktor sotsializatsii lichnosti [Transitive society as a factor of personality socialization]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Guseltseva M.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy garmonizatsii protsessov sotsializatsii, individualizatsii i identichnosti lichnosti v usloviyakh tranzitivnogo obshchestva [Theoretical and methodological foundations of the harmonization processes of socialization, individualization and identity of the person in the conditions of transitive society]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(50), 6. http://psystudy.ru (in Russian)
Izotova E.I., Maksimova E.B. Psikhologicheskie i psikhofiziologicheskie aspekty issledovaniya emotsional'nogo intellekta v podrostkovom i yunosheskom vozrastakh [Psychological and physiological aspects of the study of emotional intelligence in adolescence and adulthood]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn [New method for measuring emotional intelligence: EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)
Lyusin D.V. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from models to dimensions]. M.: Institut psikhologii RAN, 2009. pp. 264–278. (in Russian)
Lyusin D.V., Ovsyannikova V.V. Izmerenie sposobnosti k raspoznavaniyu emotsii s pomoshch'yu videotesta [Measuring the ability to recognize emotions using video text]. Psikhologicheskii Zhurnal, 2013, 34(6), 82–94. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. M.: Smysl, 2015. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Pokoleniya epokhi tranzitivnosti: tsennosti, identichnost', obshchenie [Generations of the transitivity era: values, identity, communication]. Mir psikhologii, 2017, No. 1, 24–37. (in Russian)
Osnitskii A.K. Opredelenie kharakteristik sotsial'noi adaptatsii [Defining the characteristics of social adaptation]. Psikhologiya i shkola, 2004, No. 1, 43–56. (in Russian)
Sergienko E.A. Printsipy psikhologii razvitiya: sovremennyi vzglyad [The principles of developmental psychology: contemporary view]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Tkachenko D.P. Novyi vektor v traektorii sotsializatsii sovremennykh podrostkov v kontekste sotsial'no-ekonomicheskogo krizisa rossiiskogo obshchestva [A new vector in the trajectory of the socialization of modern adolescents in the context of the social and economic crisis of the Russian society]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(55), 10. http://psystudy.ru (in Russian)