Разработка и апробация лингвистической методики оценки когнитивной сложности научно-учебного текста
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v8i41.548Ключевые слова:
текст, когнитивная нагрузка, когнитивная сложность, лингвистическая сложность, кожно-гальваническая реакцияАннотация
Разработана комплексная лингвистическая методика, позволяющая количественно оценить когнитивную сложность текста. Подтверждено, что рассчитанные индексы когнитивной сложности текстов соответствуют степени вызванной когнитивной нагрузки читателей (N = 27), измеренной как динамика кожно-гальванической реакции испытуемых.
Скачивания
Литература
Agris A.R., Matveeva E.Yu., Korneev A.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(34), 5. http://psystudy.ru. (in Russian)
Apresyan Yu.D. Izbrannye trudy. Integral'noe opisanie yazyka i sistemnaya leksikografiya. Moscow: Yazyki russkoi kul'tury, 1995. Vol. 2. (in Russian)
Arutyunova N.D. Predlozhenie i ego smysl. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2007. (in Russian)
Balli Sh. Yazyk i zhizn'. Moscow: Editorial URSS, 2009. (in Russian)
Brünken R., Plass J.L., Leutner D. Direct measurement of cognitive load in multimedia learning. Educational Psychologist, 2003, 38(1), 53–61.
Chmykhova E.V., Davydov D.G., Lavrova T.P. Sotsiologiya Obrazovaniya, 2014, No. 7, 54–70. (in Russian)
Grekova T.I. Fiziologiya Cheloveka, 1975, 1(6), 993–997. (in Russian)
Kalyuga S. Cognitive Load Theory: How Many Types of Load Does It Really Need? Educational Psychology Review, 2011, 23(1), 1–19.
Lustigova Z., Dufresne A., Courtemanche F., Malach J., Malcik M. Acquiring Physiological Data for Automated Educational Feedback in Virtual Learning Environments. New Educational Review, 2010, 21(2), 97–109.
Mailloux S.L., Johnson M.E., Fisher D.G., Pettibone T.J. How reliable is computerized assessment of readability? Computers in Nursing, 1995, 13(5), 221–225.
Paas F., Tuovinen J., Tabbers H., Van Gerven P.W.M. Cognitive load measurement as a means to advance cognitive load theory. Educational Psychologist, 2003, 38(1), 63–71.
Paas F., Van Merriënboer J. Variability of worked examples and transfer of geometrical problem solving skills: A cognitive-load approach. Journal of Educational Psychology, 1994, 86(1), 122–133.
Polikanova I.S., Sysoeva O.V., Tonevitskii A.G. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 7. http://psystudy.ru. (in Russian)
Raevskaya O.S., Dzhebrailova T.D., Kuznetsov S.A. Fiziologiya Cheloveka, 1985, 11(5), 744–750. (in Russian)
Savchenko V.V. Mekhanika Mashin, Mekhanizmov i Materialov, 2012, 18(1), 20–25. (in Russian)
Sweller J. Cognitive load during problem solving: Effects on learning. Cognitive Science, 1988, 12(2), 257–285.
Tarakanov P.V. Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatel'nosti, 1982, 32(5), 967–969. (in Russian)
Van Gerven P.W.M., Paas F., Van Merriënboer J.J.G., Schmidt H.G. Memory load and the cognitive pupillary response in aging. Psychophysiology, 2004, 41(2), 167–174.
Vinogradov V.V. Russkii yazyk: Grammaticheskoe uchenie o slove. Moscow: Russkii yazyk, 2001. (in Russian)
Wilson G.F., Eggemeier F.T. Physiological assessment of workload in multi-task environments. In: D.L. Damos (Ed.), Multiple-task performance. Washington, DC: Taylor and Francis, 1991. pp. 329–360.