Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

психолисслед.рф

Для доступа к сайту журнала вы можете использовать кириллическое имя домена: психолисслед.рф

Почтовый сервис

Вы можете отправить информацию о журнальном материале по электронной почте.

Воспользуйтесь иконкой e-mail рядом с названием статьи либо в правом верхнем углу страницы и отправьте письмо любому адресату.



Ведущая к материалу ссылка включается в текст письма автоматически.

Журнал "Психологические исследования". Текущий выпуск

Леонтьев Д.А., Моспан А.Н., Митина О.В. Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи

Чувствительность к обратной связи (ЧОС) представляет индивидуально-психологическую переменную, которая играет важную роль в процессе саморегуляции. ЧОС выражает способность человека реагировать на успешность собственных действий и корректировать активность в соответствии с оценкой этой успешности. Цель данной работы – обоснование конструкта чувствительности к обратной связи, в частности разработка и валидизация одномерной психометрической шкалы диагностики ЧОС. В работе представлены результаты двух исследований, в которых эта шкала получила психометрическую апробацию. Выборку первого исследования составили студенты 1-го курса московских университетов (N = 199). Для конструктной валидизации шкалы были рассмотрены связи ЧОС со следующими параметрами психологического благополучия и мотивации: типы мотивационной регуляции (автономный и контролируемый), показатель потока в учебной / профессиональной деятельности, стиль объяснения успехов и неудач, субъективная удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные аффекты. Для того чтобы рассмотреть более специфические связи ЧОС с параметрами саморегуляции, было проведено второе исследование, выборку которого составили студенты 2–3-го курса филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г.Ташкенте (N = 104). В корреляционном анализе второго исследования использовались следующие параметры: контроль за действием в ситуациях неудачи, планирования и реализации; показатели опросника «Большая пятерка»; отношение личности к своему опыту. Незначительная коррекция первой рабочей версии шкалы (исключение одного пункта) свидетельствует о том, что шкала консистентна, ее баллы имеют нормальное распределение. Согласно полученным результатам шкала ЧОС имеет значимую связь с несколькими мерами психологического благополучия, а также рядом параметров саморегуляции. Представленные результаты позволяют использовать шкалу ЧОС как полезный инструмент для решения задач научных исследований и прикладной диагностики.

Читать полностью >>

Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Когнитивные компоненты радикальных установок и готовности к экстремальному поведению: разработка рабочей модели

Распространение различных форм радикализма в современном обществе является одним из наиболее сложных и тревожащих явлений: от простой непримиримости оппонентов до религиозного фундаментализма, экстремизма и терроризма. Целью данного исследования была разработка рабочей модели когнитивных компонентов радикальных установок и их верификация на примере исследования готовности к экстремальному поведению. Под радикализмом мы предлагаем понимать личностный стиль, проявляющийся во взаимодействии с другими людьми в том, что в определенных социальных ситуациях лишь один вариант (действия, поведения, развития событий) рассматривается как правильный и приемлемый, и человек готов отстаивать его любой ценой, в том числе агрессивно и с применением экстремальных действий. Теоретический анализ позволил предположить семь когнитивных компонентов радикальных установок: склонность отстаивать свое мнение любой ценой, черно-белое мышление, импульсивное принятие решения, представление о допустимости публичного выражения агрессии и интерес к публичным ее проявлениям, самоуверенность, убеждение в легкой исправимости своих ошибок. Для верификации компонентов у 219 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет оценивался каждый из компонентов; затем они заполняли методику «Индекс толерантности», опросник диагностики агрессии А.Басса и М.Перри, шкалу импульсивности Э.Барретта, а также оценивали готовность к совершению экстремальных действий по разным причинам. Надежность-согласованность шкал варьировала от 0,62 до 0,79. Сопоставление когнитивных компонентов радикализма с общей импульсивностью, толерантностью и агрессией подтвердило дискриминантную валидность компонентов, их отличие от существующих конструктов. Шесть из семи компонентов (кроме черно-белого мышления) связаны с субъективной готовностью к экстремальным действия за свои убеждения, а в отношении четырех из них (отстаивания мнения, допустимости выражения агрессии, самоуверенности, низкой цены ошибки) эти связи не могут быть объяснены толерантностью, импульсивностью или агрессивностью респондентов. Полученные данные подтверждают валидность большинства выделенных компонентов как их связь с готовностью к радикальным (экстремальным) проявлениям в поведении.

Читать полностью >>

Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С., Рыжов А.Л. Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма

Статья посвящена анализу перспективы использования конструктивистского подхода в психологическом обследовании принимающей семьи на фоне тенденций к ужесточению отбора кандидатов в приемные родители. Основные идеи конструктивизма (понимание познания как конструирования, контекстуальность истины, критерий хорошего знания – его полезность) рассматриваются с точки зрения применимости к психодиагностике. Приводится обзор основных идей Дж.Келли в рамках его теории личностных конструктов, исследований в психологии семьи и семейном устройстве методами ранговых решеток. Детально описывается процесс формирования системы конструктов в детско-родительских отношениях, ее влияние на ожидания родителей от ребенка и оценку качества взаимодействия с ним. Представлен опыт применения метода исследования ожиданий и установок родителей по отношению к потенциальному приемному ребенку с помощью оценивания детских фотографий, обсуждаются аспекты количественного и качественного анализа решеток: оценка разнообразия содержания конструктов и способности регулировать аффективную реакцию; выявление жестких убеждений и стереотипов об усыновлении; оценка уровня рефлексии, ментализации и коммуникативных искажений; выявление признаков специфического отношения к членам семьи. На основании анализируемых аспектов выделяются ключевые направления и техники семейной психотерапии с приемными семьями, а также темы для адресной подготовки кандидатов в приемные родители. Подчеркивается, что психологическая диагностика приемных родителей, основанная на идеях конструктивизма, исключает оценку семей с точки зрения их функциональности и готовности выполнять родительские обязанности, а фокусируется на идеях сотрудничества и оказания помощи по тем направлениям, которые не позволяют семье быть удовлетворенными внутренними отношениями и отношениями с социумом.

Читать полностью >>

Сергиенко А.А., Хромов А.И., Зверева Н.В. Результаты кластеризации данных нейропсихологического исследования и сопоставление их с данными электроэнцефалографии у детей и подростков с психическими расстройствами

Представлены результаты кластеризации данных нейропсихологического анализа нейрокогнитивного дефицита в группе психически больных детей и подростков. Профили нейрокогнитивного дефицита сопоставлены с данными электроэнцефалографии в полученных кластерах. В исследовании приняли участие 73 больных (50 мальчиков и 23 девочки). Средний возраст обследованных 11,3 ± 2,3 года. Диагнозы (по МКБ-10): F21, F20.8, F23, F20.x, F84.x, F4х, F9х, F3х, F06. На основе данных нейропсихологического качественного и количественного анализа путем метода кластеризации выделены «однородные» по структуре нейрокогнитивного дефицита группы среди психически больных детей и подростков. Описан нозологический (диагностический) состав и профили нейрокогнитивного дефицита полученных групп. Определен вклад предикторов нейрокогнитивного дефицита в различия полученных кластеров. Профили нейрокогнитивного дефицита сопоставлены с данными электроэнцефалографии (ЭЭГ). Получено частичное соответствие выделенных кластеров с рядом диагностических клинических групп. Обнаружено существенное различие выделенных кластеров между собой по конкретным видам мозговых дисфункций и степени их выраженности. Выделены основные структуры головного мозга, функциональное состояние которых (выраженность дисфункции) влияет на попадание конкретного больного в определенный кластер (предикторы различия между кластерами). К ним относятся: теменно-височно-затылочные зоны правого и левого полушарий, премоторные и префронтальные лобные отделы левого полушария, затылочные отделы правого полушария. Обнаружена специфика распределения функционального дефицита на уровне подкорковых структур внутри и между кластерами. Дисфункция подкорковых структур характерна для всех групп, при этом в кластерах выявляется разное соотношение ее выраженности.

Читать полностью >>

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта)

Представлены результаты психометрической проверки нового инструмента измерения эмоционального интеллекта как способности – теста эмоционального интеллекта (ТЭИ), построенного на основе модели ЭИ Дж.Мэйера, П.Сэловея и Д.Карузо (J.D.Mayer, P.Salovey, D.R.Caruso) и психоэволюционной теории эмоций Р.Плутчика (R.Plutchik). При разработке ТЭИ были учтены проблемы, возникшие в результате адаптации и стандартизации методики MSCEIT. По сравнению с методикой MSCEIT в методике ТЭИ на один раздел больше. Этот раздел (9а,б) направлен на измерение способностей в области эмоционального интеллекта сразу по двум ветвям: идентификация эмоций и понимание эмоций, что позволяет оценить понимание динамики изменений эмоциональных состояний в ситуации взаимодействия. В разделах, относящихся к идентификации эмоций («Лица» и «Изображения»), создан собственный, оригинальный стимульный материал. Внесенные в методику изменения нивелируют проблемы, возникшие в процессе адаптации и стандартизации русскоязычной версии методики – прототипа MSCEIT. В апробации методики ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет. Описаны показатели нормальности распределения, структурной и теоретической валидности, надежности. Факторный анализ, как эксплораторный, так и конфирматорный, позволяет говорить, что теоретическая структура методики ТЭИ, выделяющая 4 ветви эмоционального интеллекта, соответствует теоретической модели, на основе которой тест был построен. При этом, однако, домен стратегического интеллекта хуже описывается с помощью факторных моделей, по сравнению с доменом опытного эмоционального интеллекта. Результаты психометрической проверки методики ТЭИ позволяют сделать вывод о валидности и надежности методики ТЭИ как психодиагностического инструмента, позволяющего измерять актуальный уровень развития эмоционального интеллекта.

Читать полностью >>

Митина О.В., Перпер А.М., Абдуллаева Л.Ш. Исследование взаимосвязи личностных характеристик и динамики эмоциональной сферы в ситуации длительного стресса

Эксплицитные и имплицитные положительные и отрицательные эмоции измерялись у 151 человека ежедневно в течение месяца. В течение этого месяца испытуемые (студенты бакалавриата – 85 человек) находились в стрессовой ситуации, вызванной участием в интенсивном образовательном курсе, а остальные 66 были первокурсниками, и их стресс был вызван причинами адаптации. Динамические характеристики для каждого испытуемого по четырем видам эмоций измерялись с помощью энтропии Шеннона и лямбда-параметра из логистического отображения, позволяющего описать уровень каждой эмоции в момент времени (n + 1) как функцию от уровня той же эмоции в момент n. Для сравнения в качестве статических характеристик процесса были рассчитаны средние значения и дисперсии. Один раз каждый испытуемый проходил тестирование по методикам личностного потенциала, определяющим характеристики, реализующие оптимальное личностное функционирование или препятствующие ему (аспекты саморегуляции, стили личностного взаимодействия и различные виды деятельности). Знаки корреляций статических показателей (средние и дисперсии) с личностными характеристиками гораздо легче интерпретировать, чем знаки корреляций динамических показателей. Статические показатели положительных эмоций положительно коррелируют с характеристиками личностного потенциала, а статические показатели отрицательных эмоций связанны с характеристиками, которые препятствуют оптимальному функционированию человека. Эмоциональная активация в динамическом аспекте (общий уровень одноточечных аттракторов и для положительных, и для отрицательных эмоций в человеке, то есть тех значений, к которым стремится процесс в отсутствие внешнего влияния) положительно коррелирует с чертами личного потенциала. То есть здесь важен общий эмоциональный фон – уровень одновременного выражения положительных или отрицательных эмоций, а не знак эмоций. Взаимосвязь между личностными характеристиками и показателями эмоционального состояния для эксплицитного и имплицитного уровня проявляется по-разному. На имплицитном уровне в большей степени выражены связи с динамическими показателями (энтропия, аттрактор), а для эксплицитного уровня значимыми являются корреляции со статическими показателями эмоциональных состояний (среднее, дисперсия). Можно предположить, что эмоциональные состояния, определенные на эксплицитном уровне, в большей степени отражают стабильные личностные качества, а не динамику эмоциональных состояний.

Читать полностью >>

Улыбина Е.В. Вклад возраста, характера отношений и материальной самостоятельности в измерения привязанности у женщин

Согласно теории привязанности Дж.Боулби рабочие модели отношений обладают высокой онтогенетической стабильностью, однако средовые и ситуативные факторы могут оказывать влияние на выраженность измерений беспокойства и избегания в отношениях. Одним из значимых факторов, которые могут потенциально влиять на отношение привязанности к романтическому партнеру, может быть уровень материальной самостоятельности женщин, повышающий уверенность в себе. Согласно данным кросс-культурных исследований с возрастом уровень беспокойства в отношениях падает, а уровень избегания возрастает, что объясняется, в том числе средовыми факторами. Как предполагается, одним из таких факторов может быть повышение материальной независимости, которое обычно с возрастом увеличивается. Работа посвящена проверки гипотезы о вкладе уровня материальной самостоятельности и возраста в выраженность беспокойства и избегания у женщин в постоянных отношениях и без пары. Анализ полученных данных (n = 2127 женщин, от 21 до 60 лет, средний возраст 40,1 лет), собранных при помощи размещения анкеты в социальных сетях, показал частичное подтверждение гипотезы. Повышение материальной самостоятельности снижает уровень беспокойства и у женщин в постоянных отношениях, и у женщин без пары, и не вносит вклад в изменение уровня избегания в отношениях. У женщин в постоянных отношениях только материальная самостоятельность вносит вклад в снижение уровня беспокойства, вклад возраста незначим, а у женщин без пары снижение уровня беспокойства определяется и возрастом, и уровнем материальной самостоятельности. Взаимодействие факторов материальной самостоятельности и возраста во всех случаях незначимо.

Читать полностью >>

Хузеева Г.Р., Гусельцева М.С. Особенности представлений о повседневности у девушек и женщин в условиях транзитивного общества

Представлены результаты апробации авторских методик, позволяющих диверсифицировать структуру и содержание повседневности в транзитивном обществе. Анализировались структура и содержание представлений о повседневности в социальной группе девушек и женщин с целью предварительного выявления разнообразия ракурсов в изучении данного феномена. Введен конструкт «личная повседневность», под которым понимается целостный образ, содержащий совокупность представлений субъекта о собственной повседневной жизни, включая дифференциацию различных ее сфер, видов привычной деятельности, осознание роли значимых других в ежедневном укладе бытия человека. Теоретическим основанием работы служили современные исследования психологии повседневности, где текущие трансформации разных сфер жизни человека рассматриваются в качестве стратегий совладания. В ситуации транзитивности общества, подвижности и усложнения социальных контекстов взаимодействий особое внимание уделяется гибким способам реагирования субъекта на вызовы современности. Для эмпирического исследования диверсификации сферы повседневной жизни были разработаны специальные авторские методики, направленные на выявление разных аспектов восприятия повседневности, рефлексию и оценку разнообразных сфер жизни в реальном и идеальном плане, выделение роли значимых других и индивидуальных стратегий преодоления трудностей в повседневном бытии субъекта. Сравнительное исследование различных характеристик образов личной повседневности у девушек и женщин позволило выявить сходства и различия в структуре и восприятии повседневности у людей разного возраста. Установлены увеличение роли факторов образования и информационного пространства в повседневной жизни человека в транзитивном обществе, а также динамика возрастных изменений в оценке значимости различных сфер его повседневной жизни. Эти изменения вписываются в глобальные тренды трансформации современности, проявляющиеся как персонализация социального пространства, индивидуализация жизненных стратегий, рост субъектности и ценностей самовыражения, расширение сферы частной жизни, изменение локуса контроля с внешнего на внутренний.

Читать полностью >>

Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Шаехов З.Д., Кабальнов Н.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников

Представлены результаты анализа взаимосвязей ценностей (модель Ш.Шварца) и различных элементов структуры благополучия (модель К.Рифф) у старшеклассников. В исследовании приняли участие 69 старшеклассников из республик Татарстан и Башкортостан. Было выявлено, что наибольшую значимость в структуре психологического благополучия всех школьников имеет шкала Личностный рост. При этом установлено, что структура психологического благополучия различается в зависимости от его уровня. У подростков с высоким уровнем благополучия наиболее значимыми оказались показатели по шкалам Личностный рост и Цели в жизни, самыми низкими – показатели по шкалам Автономность и Самопринятие. У респондентов из группы с низким уровнем благополучия более высокие показатели по шкалам Личностный рост и Автономность, минимальный показатель – по шкале Самопринятие и Позитивное отношение с окружающими. Значимыми для всех респондентов базовыми ценностями высшего порядка оказались ценности Открытость к изменениям, наименее значимыми – ценности Самоопределения. Также были выделены ценности, имеющие большее значение у школьников с высоким и низким уровнем благополучия. Более значимой для старшеклассников с высоким уровнем благополучия по сравнению со школьниками с низким уровнем благополучия является ценность Благожелательность (при р = 0,001). При рассмотрении взаимосвязи благополучия и ценностей по всей выборке было обнаружено большое количество корреляций между различными компонентами психологического благополучия и ценностями различного уровня. Однако анализ взаимосвязей с учетом отдельных компонентов психологического благополучия демонстрирует, что уровень психологического благополучия старшеклассников будет определяться тем, насколько они чувствуют свою включенность в значимые для них группы. У старшеклассников с низким уровнем благополучия при этом существует стремление стать независимыми, автономными в своем мышлении и действиях, однако в этой ситуации затрудняется развитие позитивных отношений с другими.

Читать полностью >>

Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности

В современной психологии многих исследователей интересует изучение ценностей человека. Определяются базовые ценности, проводятся когортные и кросс-культурные сравнения, выявляются механизмы формирования ценностей, исследуются связи между ценностными характеристиками и другими психологическими показателями. Целью данной работы было определение взаимосвязей между ценностями и базовыми чертами личностями (экстраверсией, невротизмом, открытостью новому опыту, сознательностью и доброжелательностью) с учетом половых и возрастных различий испытуемых. Выборку исследования составили 438 человек в возрасте от 18 до 79 лет. Ценности были диагностированы при помощи методики «Портретный ценностный опросник» Шварца, для оценки личностных черт использовался опросник «Большая пятерка». Применение дисперсионного анализа позволило выявить, что наиболее важными ценностями для наших респондентов являются универсализм, благожелательность, безопасность и самостоятельность; наименее важными – конформность, риск-новизна и власть-богатство. Для оценки взаимосвязей между ценностями и чертами личности использовался иерархический регрессионный анализ. Ценности сохранения (безопасность, традиция и конформность) связаны с такими личностными чертами, как экстраверсия и сознательность. Ценности открытости изменениям (самостоятельность, риск-новизна, гедонизм) обнаруживают взаимосвязи с открытостью новому опыту и низким невротизмом. Для ценностей самоутверждения (власть-богатство, достижение) важными предикторами выступают такие личностные черты, как низкая доброжелательность, высокая открытость опыту и высокая экстраверсия. Ценности заботы о людях и природе (универсализм, благожелательность) связаны с низким невротизмом, высокой доброжелательностью и высокой сознательностью. Возраст респондентов оказывает влияние на большинство ценностных характеристик, исключение составляют только ценности самостоятельности и благожелательности.

Читать полностью >>

Хорошилов Д.А. Антропоморфизм – методологическая стратегия или ловушка для социальной психологии?

Рассматривается проблема антропоморфизма как формы социального познания от архаических времен до современной науки. Антропоморфизм – не просто одна из конституирующих характеристик религиозно-мифологического и детского сознания, но универсальная когнитивная способность человека, что косвенно подтверждается исследованиями «модели психического» и ментализации. Антропоморфизм использовался для метафорического объяснения общества и культуры «по образу и подобию человека» – социальным общностям приписывались дух и душа, групповое сознание и разум, коллективные представления и память, ментальность и т.д., которые в первой половине ХХ столетия считались вполне солидными инструментами научного исследования. Можно выдвинуть предположение о том, что критика антропоморфизма в истории социальной психологии обернулась вынужденным принятием методологической стратегии индивидуализма (перефокусировка предмета от изучения взаимодействия личности и общества к анализу индивидуально-субъективного восприятия общества как «внешней» объективной данности). Однако методологическая стратегия индивидуализма оказалось неадекватной для решения вопросов, поставленных неклассической философией ХХ столетия с ее ницшеанским устремлением выйти за пределы человека. К таковым следует отнести антиномии индивидуального и коллективного субъекта, микро- и макроуровней социального познания, которые устраняются в современной социальной психологии за счет разработки нового концептуального языка. Внешне этот язык как будто имитирует категории индивидуальной психологии, но в значительной степени изменяет их содержание вынужденной тавтологией – дополнительным и повторным указанием на социальность или коллективность представлений, идентичностей, переживаний, образа мира, что становится подтверждением повышенной сложности социального познания, которая не может быть редуцирована за счет антропоморфизма и индивидуализма. Очевидно, психология должна выступить против этих естественных устремлений человеческого сознания, демонстрируя, что искусственное социальное и культурное окружение человека, созданное им самим, парадоксально превосходит когнитивные способности своего создателя и требует иных форм научной репрезентации.

Читать полностью >>

Выпуск 2018 Том 11 No. 62